Поступление в музейные фонды в 1 квартале 2023 г.

В первом квартале 2023 года в музей поступило 190 единиц хранения. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

Коврик настенный. 1950-1960-е гг..jpgВ фонд «Ткани» Национального музея поступила коллекция предметов, подаренных музею Соломещ Ириной Геннадьевной, известным ремесленником, высокопрофессиональным мастером ткачества, Членом Гильдии мастеров прикладного искусства Республики Карелия. Часть данной коллекции, а именно: покрывало, две скатерти, два подзора и накидка были получены ею в разное время от разных женщин, с которыми она встречалась в рамках своей профессиональной деятельности. Другие предметы: настенный коврик «Колобок» (1950-1960-е гг.), сандалии (конец 1930-х – начало 1940-х гг.), детские сапоги (1960-е гг.) и боты (1950-е гг.) бытовали в семье. Так, коврик принадлежал семье супруга дарительницы – Илье Мотелевичу Соломещу (1963 г.р.), висел над его детской кроватью, а сапоги носились им в возрасте 5-6 лет. Сандалии принадлежали Анне Кузьминичне Коноваловой (урожд. Савиной), тёте сдатчицы. Анна КузьминичнаСандалии. Конец 1930-х – начало 1940-х гг..jpg родилась прим. в 1922 г. в карельской деревне Палалахта. Отец Кузьма Андреевич был крепким крестьянином, занимался коробейничеством (ходил с товарами в соседнюю Финляндию). В начале 1930-х гг. был репрессирован, а семья была выслана в с. Шокша, где и жила до начала ВОВ. После войны Анна Кузьминична всю оставшуюся жизнь жила в Вильнюсе. В одну из встреч (в 1982 г.) она подарила эти сандалии племяннице со словами, что они сшиты ещё до войны. Боты принадлежали матери сдатчика, Иойлевой К.А., преподавателю физики в ПГУ им О.В. Куусинена.

Фонд «Археология» НМ РК пополнился коллекцией артефактов (115 единиц хранения) со стоянки Святилище 2017 года (Беломорский район Республики Карелия, в 250 м севернее д. Выгостров). Экспедиция проводилась карельским археологом Жульниковым Александром Михайловичем с целью конкретизировать представления о палеографической ситуации в эпоху неолита в низовьях реки Выг, а также о времени создания наскальных изображений Белого моря.

Керамика ямочно-гребенчатая, фрагмент. IV тыс. до н.э..jpgВ ходе исследования стоянки Святилище был раскопан участок культурного слоя памятника площадью 36 кв.м. В ходе раскопок были обнаружены фрагменты ямочно-гребенчатой, ромбоямочной, асбестовой керамики, изделия и отходы камнеобработки из кремня, кварца, сланца, кальцинированные косточки. При расчистке участка скалы, залегающей в раскопе ниже культурного стоя, петроглифы не обнаружены. Состав каменного инвентаря и керамика, полученные в ходе раскопок стоянки Святилище, позволяют полагать, что в ее северо-восточной части, у края скального уступа, располагались кратковременные стоянки, периодически функционирующие рядом с петроглифами. На исследованном участке стоянки имеются следы пребывания людей в эпоху неолита, энеолита и бронзы. Наличие рядом с петроглифами Бесовы Следки следов кратковременных стоянок, в том числе синхронных петроглифам, ставит вопрос о характере данных поселений и об особенностях функционирования петроглифического святилища. Стоянка по итогам раскопок 2017 года датирована IV - II тыс. до н.э.

Помимо вышеперечисленного, в рамках докомплектования некоторых фондовых коллекций, НМРК были подарены вещи, ранее хранившиеся и бытовавшие в семьях сотрудников музея.

Так, Капуста Людмила Иосифовна передала на хранение несколько предметов одежды и интерьерных тканей:Манишка. 1950-1960-е гг..jpg женские манишки, скатерть «Москва 1980», платок, юбку, платье. Часть вещей была приобретена ею в разное время, другая часть (манишки и платок) принадлежала ее матери – Туркиной Марии Михайловне (1919-1998 гг.), учителю начальных классов и преподавателю домоводства в военном городке Алакуртти Мурманской области. Платок японского производства был подарен ей в 1970-е гг., а манишки приобретались ею в 1960-е гг. у жен военнослужащих, переведенных из ГДР на службу в Заполярье. Использовались манишки для повседневной носки, как дополнение к рабочему костюму.

Подстаканник. 1960-1970-е гг. Казаковский художественный завод.jpgНемченко Фаина Валентиновна передала в дар музею коллекцию бытовых предметов, ранее хранившихся в ее семье. Речь идет о пяти подстаканниках 1960-1970-х гг. заводов «Проммаш», «Ленэмальер» и Казаковского художественного завода, а также о собрании пластинок (26 ед.) с записями 1960-1970-х гг. Представленную коллекцию пластинок можно условно разделить между второй репертуарной группой (музыка симфоническая, оперная, камерная, литературно-драматические записи, музыка народов СССР и зарубежных стран) и третьей (записи оперетты, эстрадной и танцевальной музыки).

Проц Диана Анатольевна подарила музею предметыСервиз «Новгород». 1970-1980-е гг. Фарфоровый завод «Возрождение».jpg керамического советского быта 1970-1980-х гг. – фарфоровый сервиз, состоящий из доливочного чайника, кувшина и бокала, покрытых темно-синим кобальтом и золочением. Сервиз был создан на Бронницком фарфоровом заводе «Возрождение» по проекту известного мастера, художника Смоляра Владимира Владимировича, который привнес в дело создания фарфоровых сувениров традиции на основе древнерусских и новгородских мотивов. Предметы из фарфора ранее принадлежали родителям сдатчицы - супругам Процу Анатолию Николаевичу и Проц Татьяне Николаевне.

Национальный музей Республики Карелия выражает благодарность всем дарителям, безвозмездно передающим на хранение раритетные предметы, художественные и документальные материалы, пополняющие фондовое собрание музея!