«Наскальная летопись каменного века: от петроглифов Сахары к петроглифам Карелии и писаницам Финляндии»

Материал предоставлен финскими фотографами Эркки Луома-ахо (Erkki Luoma-aho), Хейкки Вилламо (Heikki Villamo), археологом Тимо Миеттиненым (Timo Miettinen), исследователем древнего искусства Фенноскандии Рауно Лаухакангасом (Rauno Lauhakangas) и художником-символистом Светланой Георгиевской.


Выставка состоит из трех разделов:
- фотографии доисторических рисунков, выбитых, выгравированных или нарисованных на скалах горной пустыни Сахара
- фотографии писаниц на скалах Финляндии (рисунков, нарисованных краской)
- копии петроглифов Онежского озера, снятые с помощью уникального метода микалентного копирования.

Авторы выставки попытались объединить три очага наскального искусства, совершенно различных регионов восточного полушария нашей Земли. Связывающей нитью для этой очень смелой идеи им представляется возможность показать первые образцы уникальной способности человека отображать свои мыслительные образы через материальное воплощение на самом крепком холсте, созданном природой – скале.

Работы финских энтузиастов, представленные на выставке, являются продолжением многолетнего труда в деле популяризации древнего искусства каменного века и содействия в его охране. Зрителю представляется во многом эксклюзивный и уникальный материал, ранее никак не доступный «широкой публике». По мнению авторов, через несколько искусственное совмещение территориально очень отдаленных мест Европы и Африки показывается единство восприятия Homo Sapiens окружающего мира. Это хорошо просматривается за плотным фоном различий в природе, животном мире и палеопсихологии.

На фотографиях, посвященным петроглифам Сахары, представлены изображения древних духов, сцены охоты, свадебные ритуалы и танцы, различные дикие животные саваны: страусы, жирафы, крокодилы, носороги, быки и хищники-кошачьи, а также и более поздние рисунки с верблюдами и запряженными лошадями. Всего известно около 3000 таких памятников. При весьма скудных археологических находках петроглифы Сахары стали главным источником знаний о природе Северной Африки и её населении в каменном веке. Не смотря на то, что Сахара находится очень далеко от Карелии, некоторые изображения в сюжетах и даже в деталях имеют сходство с нашими «карельскими» петроглифами. Они перекликаются своими темами и формами, отображают таинственный мир первобытного человека - охотника, колдуна, воина.

Раздел фотовыставки, связанный с доисторическим искусством Финляндии представляет более близкую зрителю тему – древние наскальные рисунки (писаницы), выбитые или нарисованные на скалах в каменном веке. Древние рисунки Финляндии, Норвегии, Швеции и в Карелии и Мурманской области перекликаются своими сюжетами и формами и практически единообразно отображают магический мир первобытных охотников и рыболовов европейского Севера.

В третьем разделе выставки представлены копии петроглифов Онежского озера, района Бесов Нос – древнего северного святилища, где на скалах можно увидеть и обитателей Земли, и небесные, космические объекты. Здесь выбиты композиции связанные с культом Великой Богини и тотемических животных этих мест: лебедя и лося, а также совершенно загадочные изображения, сложные для трактовки современным человеком.

Микалентное копирование – уникальный способ снятия копий наскальных изображений. Из наших современников в России его используют только ученые, члены Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства (САИПИ) при изучении петроглифов Сибири и Дальнего Востока. С недавнего времени данный вид копирования принят и в Карелии.

Метод основан на том, что намоченный нетканый материал – «микалентная бумага» – способна заполнять все углубления и трещины на камне, а при высыхании приобретает особенности обычной бумаги и готов к тонированию по методу сухой затирки. Всё это позволяет получить максимально точную копию рельефа скалы и выявляет подчас незаметные для глаза детали древней выбивки. Изображение получается чуть более контрастным, чем на скале – возможно, таким, каким и видели его жители этих мест эпохи неолита семь тысяч лет назад.

Оттиски выполняются во время летних археологических экспедиций, когда сухо и тепло, а солнечные дни – обязательное условие данного вида копирования. Процесс изготовления микалентной копии длительный и трудоёмкий и на первоначальном этапе обычно требуется участие ассистентов.

Время выполнения одной копии зависит исключительно от погодных условий. Если погода благоприятствует, то работа займёт примерно полтора часа, если же один из нужных факторов (солнце, сухость воздуха и легкий ветер) отсутствует, то процесс может затянуться на многие часы или вовсе не удастся.

Как считает Светлана Георгиевская, карельские петроглифы – самые выразительные в Мире и именно они, в силу своей древности и уникальности, являются главным историческим достоянием Карелии. Вот только их уникальность пока мало ценится на родине. Полуистёртые от времени, труднодоступные для рядового жителя глубинки, они тихо живут своей жизнью вне внимания, вне настоящей заботы прямых потомков. Потому исполнение копий лично для неё имеет в основном просветительское значение. Заботясь о зрителе, она не стремится к искусственности или личной оригинальности, наоборот, стараетсь подчеркнуть выразительность проявленного на бумаге знака и передать в его окружении фактуру камня.

По мнению Светланы, может так совпало… однако начало работы с петроглифами Карелии стало «концом» её активной выставочной и социальной деятельности, и одновременно творческим взлётом и обретением личной темы в живописи. Цикл картин, над которыми работает Светлана Георгиевская последнее десятилетие, называется «Северная Мандала». Он представляет собой специфически орнаментированные, чаще круглые, композиции с сюжетами из мифологических сказаний северных народов. Эти работы были представлены на двух больших выставках в Хельсинки в Центре Науки и Культуры России в Финляндии в 2008 г. и в Информационном Центре ООН в Москве в 2009 г.

Выставка адресована всем интересующимся новыми открытиями наскального творчества каменного века.

Выставка будет работать до 17 февраля 2013 года в Национальном музее Республики Карелия. В перспективе планируется экспонировать её в районных музеях Республики Карелия.