Создание первой российской паровой машины связано с именем выдающегося шотландского металлурга, инженера, организатора производства Чарльза Гаскойна, приглашенного на российскую службу Екатериной II в конце XVIII века.
«Охота за Гаскойном была неслучайной. Его ждали в России не только как выдающегося металлурга – пушкаря, но и как инженера, знавшего секреты производства паровых машин Джеймса Уатта, вывоз которых за пределы Англии был строго запрещен. Для создания паровых машин и изготовления пушек Гаскойн собрал команду из лучших инженеров европейского уровня.
8 июля 1791 года на Александровском заводе в Петрозаводске была запущена первая паровая машина. Медный котел для машины изготовили на Колпинском заводе, а все детали из чугуна – на Александровском. Общий вес машины составил 3400 пудов 33 фунта.
Российская машина была многофункциональной и во многом превосходила уаттовскую машину. Так, в отличие от уаттовской, она могла выполнять несколько операций: откачивать воду, осуществлять вентиляцию, дробить сырье. При этом строительство и наладка российской машины обходились государству в два раза дешевле – менее чем в 30 000 рублей – в то время как приобретенная в Англии кронштадтская машина стоила 56 000 рублей.
Проработав три года на Воицком золотом руднике, паровая машина была перевезена в Санкт-Петербург, где использовалась на Императорском Монетном дворе для чеканки монет и жетонов.
Малая паровая машина уатттовского типа появилась и на Александровском заводе – на заводской пуговичной фабрике, где изготавливали не только фрачные и камзольные пуговицы мундиров чиновников с гербами губерний, но и различные жетоны и медали.
В 1796-97 годах на Александровском заводе были построены машины для подъема воды и осушения доков в Роченсальмском порту и для Луганского завода, в 1797 году приступили к изготовлению паровых машин для Боровичских угольных шахт. На монетном дворе в 1803 году появилась вторая паровая машина, также изготовленная в Петрозаводске.
Александровский завод выпускал паровые машины вплоть до 1824 года.
В производстве паровых машин принимали участие русские механики и английские инженеры, собирательный образ которых запечатлен в скульптурной композиции. Скульптор – Виталий Дмитриевич Шанов.
Памятник паровой машине установлен и торжественно открыт 29 сентября 2024 года на территории Александровского завода, который благодаря преобразованиям Ч. Гаскойна был одним из лучших заводов своего времени в России и Европе.
Композиция изготовлена на подмосковном предприятии художественного литья «Литье дизайн Групп». Макет паровой машины создан из литого чугуна. Высота макета – 4,5 метра, вес – порядка 5 тонн.Фигуры инженера и механика изготовлены из литой патинированной бронзы. Высота фигур – 2 метра, вес – 0,7 тонн.
Скульптурная композиция установлена на средства благотворителей:
|